|
(906) 700-36-41
|
|
|
ОРНАМЕНТ — (от лат. ornamentum — украшение), узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов для украшения к.-л. предметов или архитектурных сооружений. Искусство О. зародилось в глубокой древности и широко используется до сих пор. Линия в примитивном О. геометрическая, статичная. Ее художественное значение покоится лишь на абстрактности, смягчающейся по мере ослабления первоначального дуализма человека и мира. Переход от неподвижной невыразительности к полноте выражения определяет различие между двумя основными орнаментальными стилями — классическим и готическим — между красотой выражения (чувственно воспринимаемая оживленность — в классике) и мощью (оживленность духовная, выходящая за пределы чувства — готика) выражения линии. |
|
Особенность ОРНАМЕНТА готического — отсутствие понятия симметрии (присущего всем видам ОРНАМЕНТА классического). Вместо симметрии здесь царит повтор, не имеющий спокойного характера сложения, а умножающийся. Отсутствует к.-л. вмешательство чувства, но есть нескончаемая мелодия линии, придающая отдельному мотиву момент бесконечности. Это орнамент — лабиринт, загадка, не имеющий ни начала, ни конца, ни центра.
В классическом ОРНАМЕНТЕ выбранный мотив повторяется зеркально, что останавливает его непрерывное нарастание. Такой повтор вносит успокоение и ритмическое единство, расположение в ряд имеет спокойный, никогда не нарушающий симметрию характер прибавления. |
|
Использование ОРНАМЕНТА в витраже часто требует от художника выполнения его в определенном стиле, соответствующем заданному интерьеру, т.е. стилизации.
СТИЛЬ — общность образной системы, средств художественной выразительности и творческих приемов. СТИЛИЗАЦИЯ — намеренная имитация художественного стиля, характерного для к.-л. автора, жанра, течения, для искусства и культуры определенной социальной среды, народности, эпохи. Нередко связана с переосмыслением художественного содержания, составляющего основу имитируемого стиля. В изобразительных искусствах (в декоративном искусстве, дизайне) это обобщение изображаемых фигур и предметов с помощью условных приемов. Стилизация особенно характерна для ОРНАМЕНТА, где превращает объект изображения в мотив узора. |
|
Один из ярчайших художников, использовавших
ОРНАМЕНТ в витраже — Франк Ллойд РАЙТ (1869–1959) — американский архитектор и теоретик архитектуры (основоположник органической архитектуры, рассматривал здание как организм с единым свободно развивающимся пространством, связанный с природной средой). Знаменитым "Дому над водопадом" в Пенсильвании (1936) и Музею Гуггенхейма в Нью-Йорке (1956–59) присущи исключительная индивидуальность и пластичность облика.
Витражи и светильники являются естественным продолжением интерьера, деликатно вписываясь в общую концепцию архитектуры. |
|
|